Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Памяти Григория Абрамовича Гольца

Декабрь 2009 (174) События и памятные даты
Аннотация: Памяти Григория Абрамовича Гольца

Григорий Абрамович Гольц появился в редакции БТИ в середине 2005 года. С первого же знакомства было ясно, что это – человек доброжелательный, скромный, интеллигентный. Однако людей таких мы знаем немало, а вот чем Григорий Абрамович нас сильно (и приятно!) удивил, – так это своей статьей. На общем фоне научных стереотипов, многократных обсуждений «актуальных» тем, мы неожиданно получили интересный и по5настоящему сильный анализ современных проблем в их ретроспективном преломлении. Разумеется, мы опубликовали его статью в ближайшем выпуске БТИ. Так завязалось наше творческое сотрудничество.

Всего-навсего Григорий Абрамович напечатал у нас шесть статей:

Истоки и генезис транспортных затруднений в российском обществе: начальный этап – гужевая эпоха».

«Истоки и генезис транспортных затруднений в российском обществе: начальный этап – водный транспорт до железных дорог».

«История и современные проблемы уличного и дорожного хозяйства в России».

«Магистральные грузовые перевозки и валовой внутренний продукт: историометрическое исследование для прогнозных целей».

«Пути выхода из тупика между автомобилизацией и улично5дорожным строительством в Москве и в других крупнейших городах России».

«Макроэкономика и транспорт: межстрановые сравнения и закономерности».

Однако каждая из них становилась украшением нашего журнала. Некоторые статьи впоследствии перепечатывались академическими изданиями. Весьма утешительно было убедиться, что не всех нас одолела эпидемия «клипового» восприятия действительности. Есть еще люди, готовые не за деньги, не за страх, а за совесть идти за задачей туда, где находится её решение. Люди, готовые делиться выстраданным своим интеллектуальным продуктом со всеми желающими. А что мы испытываем, когда в новом поначалу человеке разглядим родственную душу? Правильно – радость.

Григория Абрамовича не стало в январе 2009 года. Не сразу мы узнали об этом, не сразу приготовились, и сейчас, конечно, не время печатать некрологи. Здесь, в журнале – наша и коллег Григория Абрамовича добрая память о хорошем, симпатичном, талантливом человеке, который с нашим участием поделился своими находками с коллегами, со специалистами, с людьми. А вспоминать своих друзей и коллег можно и нужно, не только на поминках.

Валентина Николаевна Филина,

много лет проработавшая с Г. А. Гольцем

(опубликовано в «Электронной версии бюллетеня «Население и общество», издаваемого Институтом демографии Государственного университета – Высшей школы экономики, № 363–364 <2–15 февраля 2009>)

Ушел из жизни Ученый. Сложно продолжать традиционную фразу: «основная область научных интересов которого…». Спектр интересов был безграничен. Начинал в городских структурах как специалист по экономике транспорта, где приобрел бесценный опыт работы с конкретикой, в частности, по прогнозированию пассажиропотоков. Подобные задачи на материале с высокой степенью энтропии, наиболее сложно поддающиеся математическому описанию и, следовательно, прогнозу, составили затем основу многих его фундаментальных исследований.

Слово из названия института, в котором он впоследствии работал (Институт комплексных транспортных проблем), стало ключевым в его подходах к исследованиям – комплексный, системный подход. Работы, выполняемые в рамках плановой тематики, приводили к результатам, выходящим далеко за ее пределы. Так, в одной из ранних работ по определению потребностей в дорожной сети для сельской местности, он выходит на закономерности транспорта и расселения, углублением которых, а также поиском новых он занимался все последующие годы.

Использование математико-статистических приемов, обязательный охват всех имеющихся работ по исследуемой проблеме и в смежных областях знаний, сбор данных любого таксономического уровня с привлечением мировой статистики, глубокий ретроспективный анализ с реконструкцией данных подчас за многовековой период позволяли создавать прогнозные модели с высокой степенью достоверности. Его исследовательское кредо – поиск устойчивых пространственно5временных закономерностей, установление констант, которые могли быть применимы в общественных системах при любых социально-экономических условиях, на любых территориальных уровнях, на любую перспективу.

Фактически был создан филиал «Ленинки» на дому с постоянно обновляющейся картотекой работ в диапазоне научных дисциплин от биологии, физики, астрономии, математики, статистики до истории, палеонтологии. Разумеется, в этом диапазоне основное место занимали работы в области транспорта, экономики, системного анализа, социологии, географии, демографии, строительства, градостроительства и архитектуры и т.д. Итогом подобного подхода были, например, исследования, описывающие процессы в русле волновой теории Кондратьева.

Формирование расселения с развитием магистрального транспорта, внетранспортный, т.е. народнохозяйственный эффект, многократно превышающий отраслевой, – все это не потеряло актуальности и в наши дни. На примере США, других развитых стран была показана роль автомобильного транспорта в процессах урбанизации и дезурбанизации, значение транспортной инфраструктуры в экономике страны, сегодняшние проблемы пробок, рост связанных с ними социальных, экономических, экологических, прочих проблем, решаемых с позиций подхода, предложенного несколько десятилетий назад.

При изучении проблемы роста урбанизированных территорий, определении границ городов, агломераций, систем расселения более высокого уровня, были установлены временные параметры, зависящие от технических (скоростных) характеристик транспорта и смены его видов. Ограничителями этих параметров оказались биологические ритмы человека (в суточных, недельных и т.д. маятниковых перемещениях), встроенные в ритмы более низких и более высоких (космических) уровней.

Изучение эволюции транспортных систем привело к получению закономерности, описывающей «жизненный цикл» при распространении инноваций. Эта закономерность оказалась применима для любых динамиче5 ских систем, в том числе общественно5экономических. С ее помощью объяснимы причины экономических потрясений и распада страны с одной стороны, и – скачок к постиндустриальному развитию ведущих стран после энергетических кризисов в 70-е годы – с другой.

Расцвет творческих находок пришелся на годы работы в Институте географии, где и в среде плеяды талантливых ученых, работавших на острие социально-экономических проблем, его работы поражали смелостью и оригинальностью.

Мощная теоретическая оснащенность работ позволяла получать быстрый конкретный результат в исследованиях прикладного характера, особенно востребованных городскими организациями, в т.ч. НИиПИ Генплана Москвы, министерствами, а также за рубежом – в частности в исследованиях по прогнозу пассажиропотоков в парижском метрополитене.

Прогнозная направленность исследований получила свое развитие в Институте народнохозяйственного прогнозирования, в котором выработанный подход позволял решать актуальные задачи на любом статистическом материале, относящемся к различным сферам деятельности, в т.ч. финансовой.

Параллельно с исследовательской деятельностью он вел преподавательскую, был профессором кафедры экономики в Международном университете «Дубна», где, читая в числе прочих курс лекций по стратегическому прогнозированию, задавал высокую планку подготовки студентов, аспирантов.

Ломка прежних устоев, сложные социально5экономические процессы в стране нацеливали на углубленное познание причин этих процессов. Многолетнее тесное сотрудничество с учеными, изучение работ в области философии, культурологии, психологии привели к пониманию основополагающей роли культуры в жизнедеятельности отдельного человека, общества, помогли понять место России, пути ее развития в условиях нарастания геополитических, экономических вызовов, цивилизационных сдвигов, чему были посвящены многие из последних его работ.

Опуская перечень формальных атрибутов, хорошо известных в научной среде, – не одну сотню публикаций, звания, степени, можно сказать, что он был генератором, интегратором идей.

При всем этом он был и интегратором людей, большим жизнелюбом, любителем природы, животных. Диапазон его музыкальных пристрастий – от джаза до классики. В любом коллективе он приковывал внимание своей позитивной энергетикой, любил петь, танцевать, выступать.

Многим из нас его будет не хватать.


Вы можете сделать заказ на получение полного текста этой и других статей.
Чтобы делать заказы, Вам необходимо зарегистрироваться.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то необходимо войти в авторизованный режим



Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
четыреста двадцать семь
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1