Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Журнальный путь в науку

Сентябрь 2005 (123) События и памятные даты К.И. Плужников,
доктор экономических наук, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации
E-mail: juliajunpost@yandex.ru
Аннотация: Юбилеи , в том числе газет и журналов, принято отмечать взглядом, пропущенным через призму личных воспоминаний участников событийного плана, то есть в стиле, относящемся к мемуарному.

Нашему журналу десять лет, но мои личные связи с ним, как не парадоксально это звучит, начались задолго раньше.

В середине шестидесятых Морфлот завершил очередную жилищную стройку в Тушино и я был осчастливлен тем, что получил не только квартиру, но и приобрёл замечательного соседа. Им оказался капитан дальнего плавания А.Н. Раховецкий. Старший научный сотрудник Союзморниипроекта дома писал докторскую диссертацию по фрахтованию. Уже написанное к тому времени отдавало капитанским пристрастием к защите интересов судовладельца и в моём соседском лице у Раховецкого появился «оппонент», который фрахтовал уже давно и не на бумаге, а на деле в Совфрахте, но защищал интересы фрахтователя – внешнеторгового объединения, представленного сотрудниками его транспортного отдела – людьми знающими, цепкими, приученными беречь государственную копейку, шиллинг, цент…

«Оппонирование» пошло на пользу и мне. Будущий «доктор» приучил меня к научной аргументации и познакомил со сложными математическими расчётами по формулам, заимствованным из учебников по эксплуатации флота и портов. Мы, экспедиторы и фрахтовщики всегда пользовались только усреднёнными показателями пароходств и среднестатистическими данными внешнеторговых объединений. (Теперь эти формулы называют «логистическими», но я по-прежнему считаю, что знать их надо эксплуатационникам, но не экспедиторам и брокерам).

Со временем жилищные условия как у него, так и у меня были улучшены. Мы разъехались, но дружбу сохранили и друг друга из вида не теряли…

И вот уже середина девяностых. Встретились. А.Н. Раховецкий дарит мне несколько журналов в серой обложке с названием «Бюллетень транспортной информации». «Мы его втроём создали: я, К.В.Холопов и Е.М.Махлин. Время потребовало. Теперь не полсотни объединений, а тысячи предприятий стали экспортёрами, импортёрами, грузовладельцами. Интерес к практике фрахтования огромный! Поэтому, в каждом номере печатается моя статья, а когда и две. Вторую подписываю псевдонимом «Костин», - улыбнулся Анатолий Николаевич и продолжал: « Ты стал экспедитором, а вот его нам как раз и не хватает!» Я заметил ему, что тружусь в АСМАПе и пытаюсь, правда, без большого успеха, объяснять автомобилистам, что времена и у нас и на Западе изменились. «Чтобы заполучить груз, нужно поклониться экспедитору. А он - тоже теперь хозяин автомобилей, поэтому его, например, в Германии нужно назначить своим агентом , а его экспедиторское предприятие и машины на условиях взаимности обслуживать у нас в России. Возникают и другие проблемы… Даже книжку, вроде учебного пособия по транспортной экспедиции для автомобилистов принялся писать. Покажу тебе что-нибудь из уже написанного».

В № 4 за 1996год появилась моя «первая публикация» «Транспортно-экспедиторское обслуживание владельцев грузов». Пробежал её сегодня глазами: « Какой примитив!». Приходилось в то время доказывать, что современное гражданское право разрешает совмещать экспедирование груза с транспортным агентированием средств перевозчика, что экспедитору нужно руководствоваться не только правовыми нормами договора поручения, комиссии, но и агентского договора. Забыл, что осуществлённое объединение в стенах Совфрахта в 50-е годы функций экспедитора грузовладельцев и агента советских и иностранных судов было в 1963г. разрушено лично Н.С. Хрущёвым с одновременным восстановлением Союзвнештранса в Минвнешторге и передачей Совфрахта Морфлоту. И такие порядки были не только у нас. В тех же США за «совмещение функций экспедитора и агента» весьма сурово наказывали.

«Революционный зуд» заставил следующую статью посвятить складскому хранению (№10, 1996г.). Хранение оперирует с тоннами и не содержит километров. Величина транспортной работы – «нулевая». Скажете глупость? А спросили бы у портовиков советской эпохи, сколько у него выговоров насчитывается за хранение «разнаряженных грузов»? Ответил бы - тридцать. Ну, а премий за обработку по прямому варианту «борт-вагон»? Тоже двадцать-тридцать. Вот и написал в журнал , что в условиях рыночной экономики требуется исходить из рационального подхода к хранению. Это уже было понято в 70-е годы . Минвнешторг за счёт собственных средств, вне государственного плана построил товарные базы в Ильичёвске, Ленинграде, Вентспилсе, Термезе, Бресте. Да и в Морфлоте никто меня не наказал за организацию якобы «убыточного бесплатного хранения» (для того, чтобы успокоить бухгалтеров и плановиков) с компенсацией убытков за счёт доходов от «складской подработки грузов».

После этой статьи ответственный редактор журнала д.э.н. Холопов освободил меня от «опеки» А.Н. Раховецкого и ввёл в состав редакционного совета журнала. Меня такое освобождение не обрадовало. Все мои статьи печатались в улучшенном виде, что я считал заслугой Раховецкого в роли стилиста и корректора. Оказалось, что не он, а редакторы журнала шлифовали рукописи. И теперь я благодарен в этом и Н.Б. Заря, С.А. Волковой, В.И. Тиверовскому, З.И. Мозгриной, Р.Г. Заяц и другим как за правки, так и за добрые советы, товарищескую поддержку.

Впервые в России журнал ознакомил общественность с экспедиторской транспортной документацией, а редактор Г.М. Капнин проследил за тем, чтобы типография воспроизвела образцы документов, не исказив ничего и не нарушив формата журнала.

Скоропостижно ушёл из жизни А.Н. Раховецкий, но не хотелось бы сегодня завершить память о нём на грустной ноте. Я показал ему курсовую работу студентки третьего курса педагогического университета по техническому переводу с английского на русский базисных условий поставки товаров «Инкотермс». А.Н. Раховецкий отнёс её К.В. Холопову. Тот лично «курсовую» подправил и через какое-то время она уже была напечатана в журнале. После этого Ю.А. Чунтомова полностью «ушла» в транспортную терминологию, продолжила в журнале тематику А.Н.Раховецкого, защитила диплом и кандидатскую диссертацию. При защите было учтено, что ею с 1998г. по 2004г. опубликовано в БТИ 11 статей и несколько в соавторстве. В журнале №1 за 2002г. Ю.А. Чунтомова «осмелилась указать» ФИАТА на допущенные в её новом «Словаре транспортных и экспедиторских терминов» некоторые неточности в переводе на русский язык ряда терминов. ФИАТА согласилась с этими замечаниями.

С 1996г. мы стали руководствоваться Частью второй Гражданского Кодекса РФ, в котором изложены правовые нормы транспортного права: договоров перевозки, транспортной экспедиции, поручения, комиссии, агентирования, хранения, аренды.

В ст. 801 ГК РФ содержится ссылка на «Закон о транспортной экспедиции», хотя в принципе, такого закона ещё не было. Более того, такое юридическое лицо как экспедитор отсутствовало во многих законоположениях и, в частности, в Транспортном Уставе железных дорог, а в КТМ присутствовало только в Комментариях. Встал вопрос: «А нужен ли вообще такой закон?» Экспедиторская общественность разделилась на два лагеря: «за» и «против». Аргументация противников имела свою логику: «основы» содержатся в ГК РФ, а «Правила» нужно принимать на уровне экспедиторской ассоциации и при необходимости изменений легко вносить в Правила требуемые коррективы. Закон же быстро не исправишь. Главный редактор в №9 за 1996г. ознакомил читателей с нормами договора перевозки и транспортной экспедиции в новом ГК РФ, и журнал выступил в пользу разработки проекта «Закона». Уже в №12 за 1997г. содержался призыв в подзаголовке: «Закон должен утвердить положение экспедиции и агентирования в Российской Федерации как индустрии услуг общего пользования. Более того, придать её роль ограничителя монополистических устремлений перевозчиков». В этом же году Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) обратилась ко всем странам мира, в которых такого Закона не было, разработать такое законодательство с тем, чтобы на его основе принять международную транспортную экспедиторскую конвенцию, что отвечало бы требованиям глобализационных процессов, происходящих в настоящее время в сфере транспортных услуг.

Журнал изложил концепцию Закона, опубликовал «Модель правил транспортно-экспедиционного обслуживания ФИАТА»(№6, 1997г.) и высказал свои рекомендации по содержанию типового договора транспортной экспедиции внешнеторгового груза (№11-12, 1998).

В 2003г. Государственная Дума приняла этот Закон, и журнал дал его характеристику с несколько пафосным заголовком «Федеральный закон «О транспортно экспедиционной деятельности» вступил в силу». (№5, №12, 2004; №2, 2005).

В ст.788 ГК РФ упоминается ещё один до сих пор не принятый Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Можно ли упрекнуть наш журнал в том, что он прошёл мимо этой темы? Конечно, нет.

Проблемы организации доставки грузов по транспортно-логистическим схемам доставки от двери производителя до двери потребителя в мультимодальных и интермодальных сообщениях, «точно в срок и по разумной цене», по транспортным коридорам и через транспортные узлы (иногда утяжелённые математикой, формулами и схемами), на отраслевых и региональных уровнях – разве не это составляло тематику нашего журнала за прошедшие 10 лет?

Мы не должны отрицать того, что опубликованные статьи оказывались скелетами и мускулами кандидатских и докторских диссертаций. Мысленно по этому поводу редакционный совет желал авторам дальнейших успехов в науке .

Рождаются новые технологии: парцеллизации перевозок, транспортного менеджмента, «одного окна», требует совершенствования практика транспортного страхования и таможенного дела, формирования новых принципов ценообразования и документально-правового обеспечения перевозок. Пожелаем нашему журналу освещения этих и других проблем, существующих и будущих для их реализации в нашей замечательной сфере услуг.


Вы можете сделать заказ на получение полного текста этой и других статей.
Чтобы делать заказы, Вам необходимо зарегистрироваться.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то необходимо войти в авторизованный режим



Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
пятьсот девяносто пять
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2022, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1