Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
Номер БТИ: Апрель 2005 (118).

Рубрика: Транспортное право

Статья: Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» вступил в силу (окончание) *

Авторы:
К.И. Плужников
Ю.А. Чунтомова

Часть 1. (Посмотреть все части статьи)

Ответственность экспедитора и клиента. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регламентирует общие основания ответственности экспедитора и клиента по договору транспортной экспедиции.

* Окончание. Начало см. БТИ №№ 5, 12 за 2004 г., № 2, 3 за 2005 г. Ответственность экспедитора и клиента. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регламентирует общие основания ответственности экспедитора и клиента по договору транспортной экспедиции.

Как уже отмечалось выше, сущность этой правовой нормы в Гражданском кодексе сводится к тому, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором транспортной экспедиции, экспедитор и клиент несут ответственность на основаниях и в размере, которые определяются в соответствии с нормами Гл. 25 ГК РФ и Федеральным Законом (п.1. ст.6.).

В конкретном плане эта ответственность определяется в зависимости от того, какой договор экспедитора с третьим лицом имел место в ходе исполнения договора транспортной экспедиции, заключённого между клиентом и экспедитором.

Если экспедитор докажет (п. 2 ст. 6 Закона), что нарушение его обязательства вызвано ненадле- жащим исполнением договоров перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки (с перевозчиком от своего имени, в качестве комиссионера клиента), определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Вероятно, войдёт в практику совместное регулирование клиентом и экспедитором процесса делопроизводства в связи с претензией к перевозчику.

Закон (п. 3. ст. 6) распространяет на экспедитора при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов, предел ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции в размере, установленном международными конвенциями для перевозки грузов морским и речным транспортом. Этот предел не может превышать 666,67 расчётных единиц за место или иную единицу отгрузки. Это правило не распространяется на ответственность экспедитора, предусмотренную п. 2. ст. 9. Федерального Закона в отношении услуг, оказываемых физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Эту «расчётную единицу» Закон называет единицей специального права заимствования (СПЗ/SDR), определённой Международным валютным фондом (МВФ). Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым МВФ на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права перевод СПЗ в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон. (п. 3 ст. 6 Закона).

Установление ограничительных пределов ответственности, основанных на единообразных правилах, разработанных ФИАТА, обеспечивает конкурентоспособность российских предпринимателей на рынке международных экспедиционных услуг и позволяет экспедитору страховать свою ответственность на международном страховом рынке. Законодатель при установлении предела ответственности руководствовался статьёй 400 Гражданского Кодекса РФ, в которой допускается по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определённым видом деятельности, ограничение права на полное возмещение убытков. Что касается ответственности экспедитора, работающего внутри страны, то ограничение пределов его ответственности не устанавливается.

Выдавая, в соответствии с п. 4 ст. 4 клиенту экспедиторский документ и, прежде всего, мульти-модальную накладную или муль-тимодальный коносамент ФИАТА, экспедитор может доказывать в суде своё право на ограничение ответственности, чего раньше не имел.


Вперед, к следующей части (№ 2):
При рассмотрении вопросов, касающихся отношений экспедитора с «третьим лицом»,согласно «договору поручения», отмечалось, что при перемещении груза по логистической транспортной цепочке возможно нахождение груза на имущественной ответственности экспедитора.

Вверх, к плану статьи
Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» вступил в силу (окончание) *


Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
семьсот сорок четыре
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2025, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1