Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
Номер БТИ: Апрель 2005 (118).

Рубрика: Транспортное право

Статья: Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» вступил в силу (окончание) *

Авторы:
К.И. Плужников
Ю.А. Чунтомова

Часть 2. (Посмотреть все части статьи)

При рассмотрении вопросов, касающихся отношений экспедитора с «третьим лицом»,согласно «договору поручения», отмечалось, что при перемещении груза по логистической транспортной цепочке возможно нахождение груза на имущественной ответственности экспедитора.

При рассмотрении вопросов, касающихся отношений экспедитора с «третьим лицом»,согласно «договору поручения», отмечалось, что при перемещении груза по логистической транспортной цепочке возможно нахождение груза на имущественной ответственности экспедитора.

Закон, соответственно, статьей 7 регулирует «Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза».

В общем они определяются, согласно Гл. 25 ГК РФ, в таком плане, что экспедитор несёт ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: - за утрату или недостачу груза , принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтверждённой) стоимости груза или недостающей его части;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления повреждённого груза, в размере объявленной ценности;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтверждённая) стоимость груза, а при невозможности восстановления повреждённого груза в размере действительной (документально подтверждённой) стоимости груза.

Эта статья практически дублирует положения транспортных уставов и кодексов, касающихся ответственности перевозчика. Тем самым Закон устанавливает непосредственное участие экспедитора в перевозочном процессе, унификацию ответственности организатора и исполнителя транспортного процесса.

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьёй, не может превышать две расчётные единицы (в настоящее время около 3 долларов США) за килограмм общего веса утраченного, недостающего или повреждённого (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор (например, владелец склада, где груз хранился).

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей груза), экспедитор возвращает клиенту уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или повреждённого (испорченного) груза (п. 3 ст. 7). Законодатель не сделал эту норму императивной, а отдал её на решение сторон договора, поэтому договор может и не содержать такого положения. Важным является п. 4 ст. 7, который устанавливает оплату упущенной выгоды, выплачиваемой клиенту за утрату, повреждение или недостачу груза, произошедшими по вине экспедитора. Такой нормы в Гражданском Кодексе не предусмотрено. Она повышает ответственность экспедитора, в частности необходимость наличия его непосредственной вины. Имеется в виду и физическое принятие груза у клиента, и оформление операции соответствующими документами. Клиенту придётся ещё доказывать, что утрата, повреждение или недостача груза действительно произошли по вине экспедитора, а не перевозчика. На практике это может случиться, пожалуй, только тогда когда экспедитор примет груз, повредит или утратит его на своём или арендованном складе. Согласно п. 5 ст. 7, при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объёме, но не более, чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным Законом.


Вперед, к следующей части (№ 3):
Действительная (документально подтверждённая) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счёте продавца, а при её отсутствии, исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (п. 6 ст. 7 Закона).

Вверх, к плану статьи
Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» вступил в силу (окончание) *

Назад, к предыдущей части (№ 1):
Ответственность экспедитора и клиента. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регламентирует общие основания ответственности экспедитора и клиента по договору транспортной экспедиции.


Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
двести девяносто три
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2025, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1