National Association of Transporters. Bulletin of transport information (BTI) Русский
Home About magazine Fresh issue Subscribe! Advertising here
Editorial board Editor-in-chief BTI Library Info for Authors Contacts

Логистика на страницах журнала БТИ

September 2005 (123) Events and memorable dates G.A. Levikov,
Аннотация: В истории человечества не было периода столь бурного развития как в послевоенный период. Его важный фактор – способность в первую очередь эффективно, быстро и бесперебойно осуществлять перевозки. Это получило название логистики, призвание которой в данном более узком смысле – доставка нужных товаров в место назначения в согласованные сроки, в должном состоянии и по приемлемой цене. Столь обманчиво простая на первый взгляд характеристика скрывает сложную реальность современного интегрированного логистического управления материальными, информационными и финансовыми потоками. Дело в том, что встречается множество обстоятельств, которые могут помешать реализации любого его элемента. Назовем хотя бы человеческую ошибку, задержку транспорта, производственные проблемы, плохую связь, недостатки в планировании, организации и контроле и т.д. – перечень бесконечен. Поэтому логистическое управление требует высокого профессионального мастерства, обеспечивающего успешное выполнение всех задач.
В связи с этим журнал уделяет серьезное внимание рассмотрению различных аспектов логистики, руководствуясь прежде всего их актуальностью и практической значимостью. Второй чертой является многообразие освещаемых вопросов, широкий круг авторов и их географических охват. Можно с полным основанием утверждать, что, по существу, не существует выпусков журнала, в которых не было бы статей, прямо или косвенно относящихся к логистике. Глубокое удовлетворение приносит также то обстоятельство, что статьи, опубликованные рядом авторов, послужили солидным заделом для написания ими монографий**. Назвать одновременно всех авторов «логистических» статей не представляется возможным. Поэтому сошлемся лишь на некоторых из них, надеясь, что многие другие не обидятся: Еловой И.А., Лопаткин О.М., Макеев Е.М., Махлин Е.М., Миротин Л.Б., Некрасов А.Г., Григорьева Т.А., Ромашко М.В., Сергеев В.И., Тиверовский В.И., Усков Н.С..
Учитывая множество расплывчатых и противоречивых определений логистики, которые встречаются в общих и специальных публикациях, журнал поместил в порядке обсуждения статью, в которой поставлен вопрос о необходимости разработки общепризнанного определения, позволяющего яснее понимать о чем идет речь.
Отсутствие такого определения является старой проблемой, но в настоящее время мы сталкиваемся с ней гораздо чаще, поскольку крупные корпорации показывают в своей рекламе, что логистика имеет более широкое содержание, чем раньше можно было себе представить. В отличие даже от 80-х годов XX в. она превратилась в стратегическую системную услугу, состоящую из большого числа операций, связанных как звенья цепи и вместе образующих конечный продукт – интегрированную логическую услугу.
Трудность определения термина «логистика» становится более понятной на фоне возрастающей ее сложности. Данную ситуацию ухудшает использование псевдонаучной терминологии и анго-американских заумных терминов, которые могут сбивать с толку даже профессионалов. Такое положение дел мешает передаче содержательной и объективной информации и дает контрпродуктивный эффект в части налаживания открытого диалога между отраслью и общественностью. Иными словами, логистика находится в асиметричном положении относительно своей важной роли в экономике и ее восприятием общественностью. Поэтому представляется целесообразным, чтобы теоретики и практики в области логистики приложили дальнейшие усилия для разработки определения, которое позволило бы более четко понимать, о чем идет речь.
В ряде статей журнала показан такой аспект логистики, как управление цепочкой поставок, под которой имеется в виду цепочка создания и реализации материальных ценностей, объединяющая поставщиков, производителей, партнеров по сбыту и конечных потребителей. При этом важную роль играет интеграция в систему управления транспортной логистики. Сюда же входит аутсорсинг информационных технологий, вопросы качества обслуживания, маркетинг и управление риском.
В поиске надежных решений в условиях углубления международного разделения труда и аутсорсинга целых сфер промышленного производства логистика выдвинула с середины 90-х годов, как видно из другой статьи, так называемых провайдеров логистических услуг четвертой стороны (4PL). Под ними имеется в виду компания, управляющая цепочкой поставок, которая объединяет свои ресурсы и возможности с другими провайдерами услуг, предлагая клиентам цельные решения по управлению такой цепочкой. Иными словами, 4PL является нейтральным посредником между принципалом, т.е. стороной, которая в конечном счете выдает контракт на оказание логистических услуг, и различными провайдерами услуг в рамках цепочки поставок. Он не привязан к постоянной инфраструктуре и часто не имеет транспортных средств, складов, и т.д., но, тем не менее, предоставляет пакеты оптимальных решений путем использования основного капитала других компаний. Отсюда понятно, что 4PL объединяет логистические услуги, оказываемые несколькими разными компаниями, в интегрированный пакет. Как правило, 4PL успешно справляется со своей задачей максимизации эффективности и минимизации расходов, создавая для заказчиков оптимальные структуры цепочек поставок, которые облегчают беспрепятственную интеграцию всех процессов и партнеров по предоставлению услуг.
Не обошел журнал своим вниманием создание логистических центров транспортных узлов (ЛЦТУ), которые являются организационной основой решения многих проблем развития региональных транспортно-логистических систем. Основной упор в соответствующей статье сделан на концепцию деятельности ЛЦТУ и оценку экономической эффективности и качества развития субъектов транспортного узла. В российских портах предпосылками создания ЛЦТУ являются, по мнению автора, большое количество вагонов, ожидающих разгрузки, отсутствие судов необходимого дедвейта, плохая организация перевозки грузов и координации действий экспедиторов, портовиков, железнодорожников и морских переводчиков, отсутствие должных мер экономического воздействия на данный процесс и т.д. Приводится алгоритм экономической оценки эффективности и качества развития субъектов транспортного процесса в узле, а также расчеты относительной экономии ресурсов припортовой станции, морского порта, предприятия морских перевозчиков.
В другой статье представлен материал о региональном информационно-аналитическом центре транспортной логистики для региональной транспортно-логистической системы «Север-Запад», в которой даются основные предпосылки его создания, а также цель, задачи, функции и перспективная организационная структура.
В журнале предложен также метод исследования материального потока в транспортно-складских логистических цепях (ТСЛЦ). Суть предлагаемого подхода заключается в том, что этот поток считается первичным по отношению к ТСЛЦ. Другими словами, сначала возникает потребность в доставке партий товара определенного размера, за определенное время, а уже затем должна быть выбрана «адаптированная» ТСЛЦ, которая способна выполнить доставку.
В качестве объекта исследования взят процесс доставки тарно-штучных товаров по ТСЛЦ с участием автомобильного транспорта. Предметом исследования с использованием разработанного метода является материальный поток тарно-штучных товаров, доставляемых мелкими партиями по ТСЛЦ с участием автомобильного транспорта. В исследовании использованы данные о размерах партий импортных тарно-штучных товаров, доставляемых мелкими партиями по ТСЛЦ с участием автомобильного транспорта в международном сообщении по направлениям Финляндия-Россия, Швеция-Россия, Италия-Россия, Нидерланды-Россия, Германия-Россия.
Выявленные закономерности характерны при образовании потоков подобных товаров внутри Российской Федерации.
Одна из статей посвящена оценке экономической эффективности логистических транспортно-технологических систем (ЛТТС). В ней рассмотрены основные факторы, определяющие необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности ЛТТС; возможные подходы к оценке конкурентоспособности и эффективности ЛТТС; теоретические основы эффективности этих систем; теоретические основы формирования тарифов с учетом эффективности и конкурентоспособности транспортной продукции; тарифная политика и качество транспортного обслуживания клиентов; адаптация тарифов к условиям конкуренции на транспортном рынке.
Автор приходит к выводу, что управление и экономическая оценка эффективности ТТС доставки грузов должны базироваться на логистических принципах, а также учитывать структуру исходного сырья, компонентов и комплектующих изделий на всей логистической цепи, необходимой для производства конечной продукции. Рассмотренный подход к управлению и оценке ТТС позволяет увязать в единое целое цены продавца (предложения) с ценами покупателя (спроса), оценивать эффективность ТТС во всех видах сообщений не только при перевозках с участием железнодорожного, но и других видов транспорта.
0 К рассматриваемым вопросам примыкает тема об экономических предпосылках создания интегрированных транспортно-распределительных систем. Она включает в себя такие аспекты, как: 1) развитие интеграционных процессов на транспорте в условиях глобализации мировой экономики; 2) создание логистических компаний – организаторов системы грузо- и товародвижения; 3) развитие транспортно-логистического сервиса и формирование региональных и международных распределительных центров; 4) создание транспортно-технологических систем. В соответствующей статье делается ряд выводов, в частности, о целесообразности создания в крупных общесетевых узлах и морских портах сети региональных терминалов и логистических центров.
В этом же ряду находится материал о проблемах развития транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока и формирования интегрированных транспортно-логистических систем.
Интересны статьи, посвященные также информационным ресурсам интегрированной логистики, телематике, поскольку информация в реальном времени все более становится критическим звеном в оказании клиенту должной услуги. Действительно, стоимость продукта или услуги возрастает преимущественно не из-за самих материалов, а вследствии отсутствия, задержки или ошибочности связанной с ними информации. Расширенное использование информационных технологий позволяет увеличивать и дифференцировать производство, делать предложения более приемлемыми для потребителей. Таким образом, информация добавляет стоимость и выступает в качестве средства решения стратегических задач. Упор в этих статьях сделан на рассмотрении общих принципов ресурсного обеспечения логистики и, прежде всего, логистической информационной инфраструктуры, механизмах взаимодействия функций логистической информационной системы (ЛИС). Кроме базовых аспектов применеия информационно-коммуникационной технологии анализируется проблема иерархичности ЛИС, автономного управления логистических систем в центрах ответственности корпораций.
На страницах журнала нашли свое место и вопросы применения логистических принципов при обеспечении внешнеторговых грузопотоков через морские и речные порты, а также концептуальных основ логистического управления внешнеторговыми перевозками. В частности, рассмотрена информационная база международной логистической системы (МЛС) и ее предполагаемый экономический эффект, прежде всего повышение доходности транспортного комплекса России.
В эту же группу статей входит разработка и реализация в Московском транспортном узле логистических транспортно-технологических схем доставки грузов в международном смешанном сообщении, представляет собой сложный многоэтапный процесс, который включает решение в определенной последовательности комплекса организационно-экономических, производственно-технических и технологических задач. На основе предложенных методических подходов подготовлены транспортно-технологические схемы доставки скоропортящихся грузов из Западной Европы в Москву в рефрижераторных контейнерах с использованием судов смешанного плавания.
Рассмотрена и практика операторов смешанных перевозок грузов в отношении тарифных правил под углом зрения главным образом смешанных перевозок с морским плечом, которое в большинстве случаев является наибольшим, а иногда может быть и самым дорогим. Поскольку такие операторы заинтересованы преимущественно в транспортировке контейнеров, статья ограничена анализом различных аспектов контейнерных тарифных правил. Показана тенденция к замене тарифа на перевозку от порта до порта единым (интегрированным) тарифом на смешанную перевозку от пункта до пункта. Вместо традиционной базы расчета ставок за массу или объем груза или адвалером все больше применяются ставки за контейнер, а вместо товарных или классных ставок – так называемые ставки за груз любого рода. Происходит и отход от принципа равного обращения с отправителями независимо от количества груза в пользу скидки за предъявление к перевозке большего количества. Учет рассмотренной практики может послужить повышению экономической эффективности смешанного сообщения и использования преимуществ международного разделения труда.
Логистика трактуется также как стратегия повышения конкурентноспособности на международных рынках. В связи с этим отмечается, что в странах, прежде всего Запада, происходит эволюция деловой практики в промышленности и торговле, означающая радикальных отход от традиционной организации производства и сбыта. Данный процесс облегчен беспрецедентным прогрессом в области перевозок, хранения и связи. Общим знаменателем для всего этого служит логическое управление. Концепция и прикладная стратегия данного способа управления позволяют не только существенно сократить издержки, но и учитывать меняющийся спрос на конкретные товары, складывающийся на международных рынках. Особенно важны в данном отношении международные поставщики логистических услуг, представляющие собой решающее звено между производителями и потребителями. Фактически они стали ключевым фактором успеха в сфере торговли.
Видно, что журнал рассматривает актуальные явления и проблемы логистики не только в России, но и за рубежом. Дело в том, что рынок логистики бурно развивается, чему способствует прежде всего рост торговли и грузовых перевозок, а сама она все больше приобретает международный характер.


You can order the full text of this article.
You need to register, to make the orders.
If you are already registered here, login!



Ask a question, tell your opinion:
Message * :
Your name * :
Your e-mail * :
Confirmation code* :
(write the number by digits)
three hundred eighty six
* - Fields with asterisk are mandatory.
Publish your e-mail in a message signature.
Send other comments on this article to your e-mail.
Home About magazine Fresh issue Subscribe! Advertising here
Editorial board Editor-in-chief BTI Library Info for Authors Contacts
© 1995 - 2021, BTI magazine - Bulletin of Transport Information, articles about all kinds of transport and cargo transportation
Founded in 1995
Editorial office: room 305, building 16, Voronin street, Mytischi, Moscow region, Russian Federation. Zip-code: 141006.
Phone: +7 915 278-02-37 (editor)   E-mail: bti@natrans.ru