Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Георгий Ефимович Давыдов

Г.Е. ДАВЫДОВ

Г. Е. Давыдов родился 9 июня 1949 года.

В 1967 г. поступил на 1 курс Факультета электроники и счетно-решающей техники Московского лесотехнического института (в настоящее время — Космический факультет Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана). Окончил его в 1973 г. по специальности «Автоматика и телемеханика».

По окончании вуза по распределению направлен во Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт экономики, организации управления производством и информации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности (ВНИПИЭИлеспром) Минлеспрома СССР (в настоящее время — ОАО «НИПИЭИлеспром»). Работать по специальности Давыдов Г. Е. начал в отделе Методологии отраслевой автоматизированной системы управления (ОАСУлеспром) в должности младшего научного сотрудника.

С августа 1975 года по июль 1984 года работал в отделе Экономики транспорта ВНИПИЭИлеспрома в должности старшего научного сотрудника. С этого времени деятельность Давыдова Г. Е. тесно связана с транспортным комплексом СССР, а в дальнейшем — Российской Федерации.

В этот период с участием и под руководством Давыдова Г. Е. были выполнены исследования по оценке влияния транспортного фактора на развитие лесной и лесоперерабатывающей промышленности, обоснованию основных параметров лесовозных дорог, примыкающих к путям общего пользования, рационализации перевозок лесных грузов, совершенствованию методов определения потребностей предприятий лесной промышленности в перевозках транспортом общего пользования, прогнозированию перспектив развития промышленного транспорта лесопромышленного комплекса.

Наиболее важные результаты в тот период были получены Давыдовым Г. Е. в области разработки методов обеспечения сбалансированности производства и перевозок лесных грузов, на основе которых в 1983 г. им была успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук в Совете Московского лесотехнического института.
С августа 1984 года по июнь 2009 года Давыдов Г. Е. преподавал в Московском лесотехническом институте (МГУ леса, в настоящее время Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана). Здесь под его руководством были продолжены исследования актуальных экономико-правовых проблем на стыке производства, транспорта и материально-технического снабжения в лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Крупным научным и практическим результатом в этот период стали разработанные им методы определения прогнозных показателей потерь и механизм их применения в системе договорного взаимодействия поставщиков, потребителей и перевозчиков. Эти результаты нашли практическое применение при разработке Временной методики определения ущерба (убытков) от нарушения хозяйственных договоров, которая была утверждена Советом Министров СССР в 1990 году, а также трех отраслевых методических документов, действующих в лесопромышленном комплексе.

С декабря 1989 года по март 1993 года Давыдов Г. Е. без отрыва от преподавательской работы возглавлял сектор Экономики транспорта ВНИПИЭИлеспрома. В этот период под его руководством были сформированы принципиально новые направления научных исследований по проблемам повышения надежности хозяйственных взаимодействий предприятий промышленности и железнодорожного транспорта общего пользования, включая актуальные вопросы совершенствования тарифной политики, договорных отношений, государственного регулирования взаимодействий по поставкам и перевозкам в условиях формирующихся товарных рынков.

В 1993 году Давыдов Г. Е. сформулировал и обосновал предложение о создании в России Ассоциации пользователей услуг транспорта (Грузовладельческой ассоциации, ГРАССО). При активной поддержке Роскомметаллургии, а также ряда крупнейших предприятий металлургии (Западносибирский и Нижнетагильский металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод), агрохимии (Воскресенские минудобрения, Балаковские минудобрения), транспортного машиностроения (концерн «Трансмаш»), стройиндустрии (концерн «Цемент»), межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта («Восток-Сибпромтранс») и целлюлозно-бумажной промышленности (Архангельский ЦБК) эти предложения были реализованы в 1995 году путем создания ГРАССО. При этом Давыдов Г. Е. был избран учредителями ассоциации на должность Исполнительного директора ГРАССО.

В 1997 году ГРАССО и Национальная ассоциация транспортников (НААТ) приняли совместное решение о создании Объединенной дирекции. С этого времени, не прерывая преподавательской работы, Давыдов Г. Е. работает в должности Вице-президента НААТ, а в 2001, 2006, 2011 и в 2016 г. г. избирается президентом НААТ.

Важным прорывом в совершенствовании государственного регулирования тарифов на перевозки транспортом общего пользования стала реализация инициативы ГРАССО и НААТ о возобновлении практики проведения Всероссийских Тарифных съездов, с которой ассоциации в 1997 г. обратились в Правительство РФ. Три Всероссийских тарифных съезда и две Всероссийских Тарифных конференции, состоявшиеся в 1998 — 2000 г. г., прошли при активном участии ГРАССО и НААТ. Большую работу по подготовке документов этих съездов и практической организации их проведения выполнил Давыдов Г. Е. В 1999 г. Правительство РФ выпустило специальное постановление от 18.01.1999 г. № 61 «Об общих тарифных съездах транспортников Российской Федерации», в подготовку которого Г. Е. Давыдов внес существенный вклад.

Не ослабляя активной работы в МГУ леса и в ассоциациях, Давыдов Г. Е. продолжал научные исследования. В 1998 году он успешно защитил в совете Института системного анализа РАН диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему «Проблемы надежности хозяйственных взаимодействий по поставкам и перевозкам продукции».
Среди крупных научных результатов, полученных профессором Давыдовым Г. Е., следует упомянуть разработанную им теорию оптимального комбинированного резервирования поставок и перевозок продукции.

В составе этой теории, во-первых, были сформулированы основные закономерности оптимального комбинированного резервирования поставок одному потребителю из нескольких взаимно независимых источников. При помощи этих зависимостей обосновывается оптимальный уровень затрат на обеспечение надежности поставок по известным прогнозным показателям потерь от недопоставок и числу независимых источников резерва.

Во-вторых, на основе закономерностей оптимального комбинированного резервирования были сформулированы закономерности совместного оптимального комбинированного резервирования нескольких потребителей (произвольного их числа) из общих взаимно независимых источников. В результате решения задачи совместного оптимального комбинированного резервирования были получены зависимости, связывающие между собой прогнозные показатели потерь, затраты на обеспечение поставок (по видам источников резерва), число этих источников, а также число совместно резервирующихся потребителей. Эти закономерности служат основой для разнообразных расчетов, связанных с обоснованием эффективности затрат на обеспечение надежности поставок.

В-третьих, совокупность полученных аналитических зависимостей оптимального комбинированного резервирования, а также разработанных методов определения прогнозных показателей потерь от недопоставок позволила сформулировать основные положения комплексной системы оптимизации параметров хозяйственных взаимодействий по поставкам и перевозкам продукции, включая не только традиционный их перечень (размер партии, интервал поставки, текущая часть производственного запаса), но и обосновать (оптимизировать) параметры системы мер по обеспечению надежности поставок (надежностную структуру потока поставок, размер резервного страхового запаса, затраты на страхование поставок).

Комплексная система оптимизации параметров хозяйственных взаимодействий обеспечивает взаимную увязку всех существенных факторов, определяющих экономические границы надежности, с параметрами хозяйственных договоров и резервными мероприятиями.

Среди других работ профессора Давыдова Г. Е. следует отметить разработанные им:

  •  Методы определения эффективности использования вагонов, не принадлежащих перевозчику, для перевозок грузов железнодорожным транспортом (1991 — 1996 г. г.), использование которых сыграло положительную роль в становлении в нашей стране компаний 
  • операторов подвижного состава железнодорожного транспорта.
  •  Правовые, организационные и тарифные механизмы взаимодействия независимых перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (2003 — 2005 г. г.).
  •  Методы сегментации рынка услуг на железнодорожном транспорте, а также критерии выделения внутри указанных сегментов сфер естественной монополии (2007 г.).
  •  Методологию разработки и применения Единых технологических процессов взаимодействия инфраструктур железнодорожного транспорта общего и необщего пользования применительно к современным условиям работы отрасли (2008 г.).
  •  Методы организации перевозок грузов железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам в условиях использования перевозчиком — субъектом естественной монополии вагонов различной принадлежности (2009 г.).
  •  Систему показателей для оценки эффективности реформирования рынков услуг железнодорожного транспорта (2010 г.);
  •  Концепцию и Программу создания Коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок (2011 — 2012 г. г.);
  •  Анализ зарубежного опыта количественной оценки результатов реформирования рынков услуг железнодорожного транспорта (2013 г.);
  •  Программу развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (2014 г.).

Результаты научных исследований, выполненных под руководством профессора Давыдова Г. Е., нашли широкое применение на предприятиях лесного комплекса, черной и цветной металлургии, агрохимии, межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, а также в сфере государственного регулирования провозных тарифов и антимонопольного регулирования.

Опираясь на эти результаты, Давыдов Г. Е. на протяжении многих лет участвует в разработке законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации. В том числе, федеральных законов РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (№ 153-ФЗ от 25.08.1995), «Транспортный устав железных дорог» (№ 2-ФЗ от 08.01.1998), «О железнодорожном транспорте в РФ» (№ 17-ФЗ от 10.01.2003), «Устав железнодорожного транспорта РФ» (№ 18-ФЗ от 10.01.2003), «О естественных монополиях» (№ 147-ФЗ от 15.08.1995), Тарифного руководства № 1 (Прейскуранта 10-01) «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры российских железных дорог» (изд. 2003 г.), Тарифных руководств №№ 2 и 3, более 10 разделов Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования (изд. 1999 г. и 2003 г.).

Давыдов Г. Е. является признанным экспертом по вопросам развития и государственного регулирования транспортной отрасли. В 2001 — 2004 г. г. он входил в состав Общественного совета при Правительственной комиссии по реализации Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта под председательством Первого вице-президента РАН акад. А. Д. Некипелова. В этом Общественном совете он возглавлял две Рабочие группы, — по разработке нового отраслевого законодательства и по подготовке новой редакции Прейскуранта № 10-01.

Г. Е. Давыдов с 2008 по 2015 г. г. являлся членом Президиума Научно-технического совета Министерства транспорта Российской Федерации, входил в состав Экспертной комиссии Минтранса России по техническому регулированию.

В 2008 — 2015 г. г. Г. Е. Давыдов входил в состав Общественного совета Минтранса России, участвовал в заседаниях Коллегии министерства и выступал на них с предложениями по актуальным вопросам.

В 2004 — 2005 г. г. и в 2013 — 2017 г. г. Г. Е. Давыдов являлся членом Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), в котором он возглавлял Рабочую группу по подготовке проектов нормативных актов, необходимых для реализации структурной реформы железнодорожного транспорта в РФ. В 2006 — 2012 г. г. он входил в состав Экспертного совета Росжелдора.

В 2004 — 2017 г. г. Г. Е. Давыдов входил в состав Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы России по железнодорожному транспорту. В этом качестве он неоднократно по поручениям зам. Руководителя ФАС А. Н. Голомолзина отвечал за подготовку материалов для обсуждения актуальных вопросов на заседаниях данного Экспертного совета ФАС.

В 1997 — 1998 г. г. Г. Е. Давыдов входил в состав Экспертного совета Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ РФ). В 2002 — 2004 г. г. Г. Е. Давыдов был сертифицирован Федеральной энергетической комиссией РФ (ФЭК) в качестве Эксперта ФЭК по тарифам транспорта. В 2004 — 2015 г. г. он являлся членом Экспертного совета Федеральной службы по тарифам РФ (ФСТ) в части тарифов транспорта, неоднократно готовил анализ проектов решений ФСТ, выносившихся на рассмотрение Экспертного совета.

С 2001 г. Г. Е. Давыдов является членом Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. По поручениям руководства Комитета и Департаментов ТПП РФ он неоднократно готовил заключения на проекты нормативных актов, поступавших на рассмотрение в ТПП РФ.

С 1999 г. профессор Давыдов Г. Е. является действительным членом Международной академии транспорта. В 2003 г. он избран также действительным членом Российской академии транспорта. Его научная и экспертная работа в транспортной сфере неоднократно отмечалась Министерством транспорта РФ, Росжелдором, Федеральной антимонопольной службой. Ему, в частности, присвоены звания «Почетный работник транспорта России» (2009), «Почетный работник промышленного транспорта» (2003), он награжден Почетной грамотой (1999) и Благодарственными письмами (2013, 2015) Минтранса России, Юбилейным знаком «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями» (2009), медалью «За защиту конкуренции» ФАС России (2019), Почетной грамотой ФАС России (2009).

В 1987 г. Давыдову Г. Е. присвоено ученое звание доцент, а в 1999 г., — ученое звание профессор. В настоящее время перу Давыдова Г. Е. принадлежат более 300 научных трудов, из которых более 250 опубликованы, и 74 являются отчетами о НИР. В базе ООО «Научная электронная библиотека» имеется 95 публикаций Г. Е. Давыдова, его текущий индекс Хирша составляет 7.

В течение 25 лет своей педагогической деятельности Давыдов Г. Е. подготовил троих кандидатов экономических наук (Н. И. Попова, Ю. В. Филина и А. В. Меренкова). Он вел занятия в МГУ леса (МЛТИ) со студентами факультетов экономики и внешних связей, механической и химической технологии древесины, электроники и системотехники, заочного обучения по дисциплинам: «Организация и планирование производства», «Организация производства на деревообрабатывающих предприятиях», «Экономическая эффективность научно-технического прогресса», «Организация товарных рынков», «Организация материально-технического снабжения», «Хозяйственные взаимодействия в отраслях лесного комплекса».

За годы преподавательской работы в МГУ леса Давыдов Г. Е. подготовил 5 учебных пособий и 17 методических по¬собий по «Организации производства на деревообрабатывающих предприятиях», «Организации товарных рынков», «Экономической эффективности научно-технического прогресса», которые неоднократно переиздавались. В 2009 г. вышел в свет курс лекций Г. Е. Давыдова «Организация производства на предприятиях деревообрабатывающей промышленности» объемом 20 печ. листов.

Профессор Давыдов Г. Е. внес заметный вклад в развитие методики преподавания экономико-организационных дисциплин в МГУ леса. В частности им создан оригинальный учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли», по которой до 1985 г. преподавание в МЛТИ (МГУ леса) не велось. Тематика этой дисциплины была тесно увязана с технологической базой предприятий деревообрабатывающей (прежде всего, мебельной) промышленности. Рабочая программа дисциплины органично охватывает весь спектр организационных вопросов, возникающих на всех этапах производства продукции — от конструкторской и технологической подготовки производства до организации вспомогательных производств на предприятиях деревообработки. Существенную роль в восприятии дисциплины студентами играет разработанное Давыдовым Г. Е. построение курсовой работы по организации производства на базе аналогичной работы, которую студенты выполняют по дисциплине «Технология изделий из древесины», что дает им возможность усвоения целостного, взаимоувязанного процесса маркетингового и технико-экономического обоснования, а также конструкторского и технологического проектирования применительно к одному и тому же виду новой продукции.

Профессор Давыдов Г. Е. на протяжении многих лет совершенствовал методику определения экономической эффективности различных хозяйственных мероприятий, в том числе, инновационных, применительно к выполнению студентами дипломных и курсовых работ. Под его руководством в МГУ леса были разработаны соответствующие Методические рекомендации, выдержавшие три издания. Кроме того, для выполнения расчетов экономической эффективности в курсовых и дипломных работах под руководством Давыдова Г. Е. был разработан специализированный программный продукт КЭИНФ.

В плане освоения интерактивных методов обучения под руководством профессора Давыдова Г. Е. были разработаны деловые игры по Организационному проектированию основного производства мебели, а также по Организации биржевых торгов лесоматериалами и сопряженными видами продукции.

На протяжении более 20 лет Г. Е. Давыдов осуществлял издание, руководство Редакционным советом и редактирование научно-производственного общетранспортного журнала «Бюллетень транспортной информации». Под руководством Давыдова Г. Е. БТИ превратился из «информационно-практического» в «научно-производственный» журнал, который на протяжении более, чем 13 лет входил в Перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований. БТИ пользуется авторитетом среди научных работников и вузовских преподавателей, работающих в сфере транспорта.

Давыдов Г. Е. является также членом Редакционных советов журналов «РЖД-партнер», «Менеджмент и бизнес-администрирование», «Промышленный транспорт — XXI век».


Публикации Г.Е.Давыдова в качестве автора в журнале БТИ

Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1